Фрагмент для ознакомления
2
Драматическая ситуация наблюдается в распавшейся из-за развода родителей семье (разведенная семья). Было проведено немало психологических исследований (М.Я. Яковлева, В.С. Ткаченко, М.А. Крюкова, С.Л. Калиничева, А.С. Колесник, И.М. Овчинникова), которые свидетельствуют о травмирующем влиянии развода на ребенка. Большинство практикующих психологов рассматривают развод родителей как главное негативное событие в жизни ребенка, источник неуверенности, замешательства, болезненных переживаний. Одни специалисты полагают, что в большинстве случаев душевные раны, которые получают дети в результате развода, впоследствии совершенно залечиваются; другие же настаивают на том, что пережитое потрясение оказывает длительное влияние и мешает в дальнейшем полноценному эмоциональному и социальному развитию личности ребенка.
Реакцией на развод родителей часто является потрясение, разочарование, глубокая тревога и депрессия. Восприятие развода как потери нормальной семьи может привести к переживанию периода скорби, аналогичной скорби в случае смерти члена семьи. Этот период может характеризоваться включением «работы горя» по Э. Кублер-Росс (E. Kubler-Ross), которая предложила модель, кото¬рая описана в её книге по смерти и умиранию. Она выдели¬ла пять стадий горя: отрицание; гнев; сделка; депрессия; принятие. По мнению исследователей, эти стадии проходят дети после первоначального шока – сообщения о распаде семьи. Знание психологических стадий выделенных в данной теории, помогает родителям, педагогам и специалистам понять реакцию ребенка, и не рассматривать его поведение как деструктивное, девиантное и др., а также осознать, когда и каким образом лучше вмешаться в ситуацию.
На стадии отрицания, сообщение о распаде семьи, как правило, вызывает у ребенка шок, неверие, многие на этой стадии растеряны, дезорганизованы, беспомощны и очень уязвимы. Специалистам, которые работают на этой стадии с семьей важно знать, что на данном этапе, ребенок порой не в состоянии принять детальную, подробную информацию о нюансах детско-родительских взаимоотношений, в изменившейся ситуации. На этом этапе дети нуждаются в эмоциональном принятии, поддержке и сострадании. Основная задача здесь – установление доверительных отношений и мощная эмоциональная поддержка, важно уделять детям как можно больше времени.
Стадия сделки предполагает стремление ребенка разными способами вернуть ситуацию в прежнее состояние, полагаясь на справедливость, вознаграждение за добрые дела, надежда на чудесное исцеление, поиски всемогущего человека, которые дают возможность ощутить некий контроль над ситуацией, которого дети лишились. Эти реакции понятны и адекватны. Они дают облегчение, возможность действовать в ситуации, когда от человека мало что зависит.
На данном этапе, важной является работа с чувством вины ребенка, т.к. ребенок может обвинять себя в случившемся, что, опять же, будет отражаться на поведении ребенка[24].
Если со временем относительной оптимизации ситуации не происходит, на место надежды приходит стадия гнева, который может быть обращен на себя, на родителей, на окружающих. По исследованиям, в семьях, где не принято открытое выражение эмоций происходит отчуждение, повышение тревоги, усиление депрессии и т.д.[42, с.145].
Осознание фатальности развода и его последствий приводит к появлению депрессивного состояния, которое может быть кратковременным, с переходом на этап принятия с конструктивными действиями по приспособлению жизни и ресоциализации всех участников семейной системы. Порой депрессия не заканчивается быстро и тяжесть ее зависит от того как семья воспринимает состояние ребенка, от его способности справляться с трудностями, от применяемых копинг-стратегий и т.д.
При кратковременной подавленности ребенка, родители, педагоги и специалисты должны понимать, что эти чувства нормальны. В то же время, нужно обращать внимание на состояние ребенка, и отмечать и отличать клиническую депрессию от более умеренных ее форм и от дисфории, которые являются нормой. Здесь мы можем наблюдать реакцию отчуждения, когда ребенок испытывает одиночество, безразличие ко всему. Это также говорит о том, что происходит постепенное принятие реальности происходящих событий, и тогда это поворотный пункт процесса адаптации[42, с.143].
Нужно сказать, что основная цель работы специалиста, который ориентируется на модель стадий горя по Э. Кублер-Росс – достижение стадии принятия развода родителей ребенком и максимально гармоничная его ресоциализация в изменившихся условиях. Критериями достижения данной стадии являются следующие моменты: дети могут относительно спокойно говорить о произошедшем; происходит перестраивание системы взаимодействия с родителями и др. Во временном отношении, средний срок адаптации ребенка к разводу родителей составляет около 2 лет, как и в ситуации других серьезных потерь.
Важным фактором в формировании детско-родительских отношений в ситуации развода родителей является должный уход за ребенком. В том случае, если возникает депривация (недостаточное удовлетворение потребностей), психика ребенка страдает в значительной степени, и часто последствия депривации бывают необратимы.
Одним из векторов развития последствий развода является формирование акцентуаций и психопатий или аномалий характера. Формирование аномалий характера (психопатий) происходит тремя путями (по О.В. Кербикову) [31, с.350]:
- через усвоение ребенком форм поведения взрослых, посредством усвоения и подражания;
- через закрепление негативных реакций ребенка;
- посредством прямого культивирования у ребенка аномальных черт характера.
Социальная дезадаптация как реакция на развод родителей, является выражением неудачной/ нарушенной социализации вследствие действия негативных психологических механизмов, таких как стыд и вина.
Проявлениями нарушений социальной адаптации, возникающие как следствие нарушения коммуникации в окружающей ребенка среде, является:
- неспособность продуктивно осуществлять ведущую деятельность (учеба, работа),
- удовлетворять свои основные социогенные потребности,
- вступать в продуктивное общение,
- реализовывать ожидаемые ролевые конструкты в межличностных отношениях с другими субъектами,
- переживать состояние относительно внутриличностного комфорта и благополучия без длительных внутренних и внешних конфликтов.
Крайним случаем нарушения социальной адаптации является развитие социальной дезадаптации, которая будет выражаться в депривации и социальной изоляции. Дети неохотно вступают в контакт, отмечается дефицит проявлений чувств и эмоций. Подобные личности склонны к аффектам, гневу и низкой фрустрационной толерантности, высокие чувства либо отсутствуют и морально человеческие качества сформированы слабо. Педагогическая запущенность, как крайний вариант реагирования на развод в ситуации, когда ребенок со своими чувствами остается «один на один», проявляется в задержке физического, эмоционального, интеллектуального развития, нарушении поведения.
Социальная запущенность проявляется в 4 измерениях это:
несформированность социальных потребностей;
нарушение развития социально-коммуникативных качеств;
низкий уровень развития социальной рефлексии;
трудности в овладении принятием социальных ролей.
Дети, которые получили опыт развода родителей, могут начать проявлять признаки отставания в психическом развитии. Отмечается сниженная активность, в речи мало оценочных суждений, дети с трудом организовывать свою деятельность без участия взрослых. Мотивационная сфера в подростковом возрасте развита слабо, ограничено целеполагание как свойство сознания, подростки более инфантильны, самооценка зависит от окружения. В своих проявлениях реакция на фрустрацию – это агрессивная реакция в том или в формате (обвинение, угрозы, упреки и др.).
Таким образом, нарушение социализации и социальной адаптации, нарушения характера и формирование склонности к неврозу будет происходить в тех случаях развода, когда в изменившейся семье: отсутствует теплота и привязанность, проявляются действия, вызывающие враждебность (несправедливые упреки, невыполнение обещаний, ущемление желаний и др.) ревность к одному из родителей, вызывающее чувство вины перед родителями, которые еще и культивируется в ребёнке.
Таким образом, можно заключить, что реакция ребенка на развод родителей во многом будет зависеть от детско-родительских взаимоотношений в изменившейся ситуации, от поведения обоих родителей и родственников ребенка. Эти отношения включают в себя достаточно сложное содержание и могут быть проанализированы по ряду параметров. А.И. Захаров выделяет пять параметров, определяющих содержание детско-родительских отношений.
1. Интенсивность эмоционального контакта по отношению к детям (гиперопека, гипоопека, опека, принятие, непринятие).
2. Параметр контроля: разрешительный контроль, допускающий, ситуативный, ограничительный.